ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
DOI:
https://doi.org/10.33184/vest-law-bsu-2025.25.20Ключевые слова:
судебный эксперт, судебно-экспертная деятельность, искусственный интеллект, системное мышление, критическое мышление, экспертное мышление, дискуссия, тренинг, discussion, trainingАннотация
Статья посвящена исследованию проблем формирования интеллектуальных компетенций в профессиональной подготовке судебного эксперта в современных условиях цифровизации общества. Автором проанализированы различные взгляды отечественных ученых-криминалистов на перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в судебно-экспертную деятельность. Обосновывается необходимость внесения изменений в существующие системы профессиональной подготовки специалистов, направленных на формирование особой интеллектуальной компетенции – экспертного мышления, через активацию таких его составляющих, как системное и критическое мышление. Предлагается использовать в этих целях возможности таких интерактивных методов обучения, как дискуссия и тренинг, основанных на получение нового знания через осмысление приобретенного опыта, т.е. через профессиональную рефлексию. Автором делается вывод о том, что для внедрения технологий искусственного интеллекта в экспертную практику необходимо совершенствовать интеллект естественный, основу которого составляет экспертное мышление.
Библиографические ссылки
Шведова Н.Н. Применение компьютерных технологий в технико-криминалистических исследованиях документов: автореф. дис. … канд. ю. наук : 12.00.09 / Н.Н. Шведова. – Волгоград, 1999 г. – 23 с.
Кокин А.В., Денисов, Ю.Д. Искусственный интеллект в криминалистике и судебной экспертизе: вопросы правосубъектности и алгоритмической предвзятости / А.В. Кокин, Ю.Д. Денисов // Теория и практика судебной экспертизы. – 2023. – Т. 18. – № 2. – С. 30–37.
Мищук В.А. Соотношение понятий «искусственный интеллект» и «искусственная нейронная сеть» в судебной экспертологии / В.А. Мищук // Теория и практика судебной экспертизы. – 2024. – Т.19. – С.33-46.
Аминев Ф.Г. О проблемах цифровизации, искусственного интеллекта и больших данных (big data) в экспертно-криминалистической деятельности / Ф.Г. Аминев // Казанские уголовно-процессуальные чтения: материалы III Международной научно-практической конференции. Казань, 2024. – С.9-19.
Чеснокова Е.В., Усов А.И., Омельянюк Г.Г., Никулина М.В. Искусственный интеллект в судебной экспертологии / Е.В. Чеснокова, А.И. Усов, Г.Г. Омельянюк, М.В. Никулина // Теория и практика судебной экспертизы. – 2023. – Т. 18. – № 3. – С. 60–77.
Россинская Е.Р. Нейросети в судебной экспертологии и экспертной практике: проблемы и перспективы / Е.Р. Россинская //Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2024. – № 3 (115). – С.21-33.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Системное мышление: формирование и развитие : учебное пособие / М.И. Меерович. Л.И. Шрагина. – М.: СОЛОН-Пресс, 2019. – 276 с.
Шведова Н.Н. О научной обоснованности и достоверности экспертных выводов по результатам исследования изображений реквизитов документов / Н.Н. Шведова // Судебная экспертиза. – 2023. – № 2(74). – С.64-73.
Шведова Н.Н. О качестве подготовки судебных экспертов: частное мнение / Н.Н. Шведова // Вестник криминалистики. – 2019. – № 2(70). – С.30-37.
Алексеева М.Г. Экспертное мышление как высший профессиональный уровень эксперта-криминалиста / М.Г. Алексеева //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С.199.
Орлов М.О., Гаврилова А.С. Экспертное мышление в обществе знаний / М.О. Орлов, А.С. Гаврилова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 8(82). – С.143-145.
Шведова Н.Н. Краткий анализ образовательных программ по подготовке кадров для экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России / Н.Н. Шведова // Судебная экспертиза. – 2017. – № 4(52). – С. 97-104.
Лифанова Т.Ю. Критическое мышление: учебное пособие. / Т.Ю. Лифанова. – Алматы, 2015. – 178 с.
Пьянкова Г.С. Развитие профессиональной рефлексии: учебное пособие для вузов. / Г.С. Пьянкова. – Красноярск, 2009. – 244 с.
Корнетов Г.Б. О смысле и значении тренингового обучения / Г.Б. Корнетов //Инновационные проекты и программы в образовании. –2020. –№ 4. – С. 18-29
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.